Нюансы УСН

Сейчас многие организации малого и среднего бизнеса применяют УСН (упрощённую систему налогообложения). Благодаря ей можно заменить несколько налогов (налоги на имущество и прибыль, НДС) единым налогом.

Согласно Налоговому кодексу РФ, УСН могут воспользоваться юридические лица, где размер активов – не больше 100 млн. руб., доля участия других компаний – не более 25%, годовая выручка не превышает 60 млн. рублей.

Нюансы УСН

В период начального развития бизнеса размер компании, как правило, подходит под вышеизложенные требования. Поэтому применение УСН даёт хорошую экономию и иногда предоставляет прирост прибыли на 30-50%. В частности, это очень выгодно для бизнеса, который ориентирован на непосредственную работу с покупателями (благодаря экономии на НДС).

Однако когда фирма перерастает ограничения, возникают неизбежные проблемы. И часто выход из сложившейся ситуации предприниматели находят в искусственном дроблении бизнеса на части. Так они формально отвечают требованиям и продолжают пользоваться льготной налоговой системой. При этом дробление корпоративной структуры имеет множество минусов.

Во-первых, существенно усложняется управление из-за того, что каждое юридическое лицо имеет собственного генерального директора и главного бухгалтера. Соответственно, все сотрудники подчиняются в основном не центральному руководству, а своему. За этим следуют затруднение внедрения единых стандартов и усложнение управленческого процесса.

Во-вторых, ухудшаются предлагаемые контрагентами условия. Отсутствие единого корпоративного владельца приводит к тому, что активы и обороты отдельных юридических лиц не объединяются. Ввиду этого проблематично получить кредиты, усложняется централизация закупок, следовательно, увеличивается себестоимость.

В-третьих, усложняются внутренние процессы и растут административные издержки. Нужно уделять больше времени на юридическое оформление всех операций. Всё это усложняет внутренний документооборот и повышает интерес со стороны налоговых органов.

В-четвёртых, уменьшается коммерческая отдача персонала. Приходится нанимать большее количество работников и тратить время руководства не на рост продаж, а на систематизацию внутреннего документооборота. В свою очередь, ухудшаются коммерческая гибкость и возможности расширить бизнес.

Кроме того, образуются дополнительные налоговые риски. Налоговики могут начать разбирательства по поводу незаконности получения налоговой льготы.

Дробление корпоративной структуры вызывает трудности с привлечением внешнего инвестора. Это обусловлено тем, что внешние инвесторы предвзято оценивают бизнес, искусственно разделённый на части.

Становится очевидным: в совокупности эти факторы приводят к дополнительным затратам и торможению развития бизнеса.

Решение всегда зависит от конкретной ситуации. Если Ваша организация развивается не очень стремительно, в планах нет заемного финансирования или привлечения внешнего инвестора, то УСН будет оптимальным вариантом. Но если Вы стремитесь к активному росту, привлекаете внешнее финансирование, постоянно развиваете персонал, а продажа своего дела не выглядит исключением, то лучше не дробите искусственно свой бизнес, а переходите на традиционный режим налогообложения. Здесь, конечно, не исключены краткосрочные потери, но если немного увеличивать выручку, они достаточно быстро компенсируются.